Одно из популярнейших, если не сказать больше... направлений бисерного творчества — это создание миниатюрных бисерных деревьев, короче говоря бонсай. И создание «веточек-листиков» не самое сложное в этом деле. Скажем так — это дело техники. А вот как сделать кустик в горшочке настоящим изящным и красивым бонсай — тут надо потрудится и над замыслом и над формой.
Если обратиться к истории, то выяснится, что родина бонсай не Япония — а Китай! Япония вообще не перестаёт удивлять меня своей способностью перенимать чужое и делать это национальным достоянием. Весьма завидное качество! Бонсай прижился в Японии ещё и потому, что места для садов в Японии очень мало, а любовь к природе не знает границ. Бонсайные деревья позволяют создавать природные мини-ландшафты на территории хоть метр-на-метр. Ухаживать за бонсай достаточно просто — обрезать и поливать, а за бисерным бонсай ещё проще — если ствол влагостойкий, то можно и помыть, но лучше всё-таки «сухая чистка» — то есть пройтись метёлочкой.
С точки зрения подарка бонсай — очень благодарный предмет! Бисерный конечно же. Мало сейчас сыщется народу из моих подруг, кому бы не подарили (пару-тройку лет назад) живое миниатюрное деревце, и которое — это деревце — не загнулось бы через месяц титанических усилий по оживлению, и моря слёз.
Кстати сказать, предприимчивые китайцы, для которых небольшое мандариновое деревце с плодами — как для нас ёлка в Новый Год, так вот эти китайцы перед продажей деревья поливают крепким соляным раствором. Зачем?! А что б деревце загнулось — ага! И что б к следующему году покупатели пришли за новым. А то что это? Один раз купил и на всю жизнь? Нет уж дудки. Что бы придать бисерным веточкам бонсайный вид — углубимся в теорию натоящего бонсай.
Вид первый — ЧОККАН. Этот стиль идеален для бисерных елочек, потому что согласно его канону ствол должен быть прямым, сужающимся к верху, верхние веточки тоньше и меньше нижних.
* * *
ШАККАН. Что бы понять происхождение стилей бонсая лучше средства, чем наблюдение за природой не найти. Деревце в стиле ШАККАН с прямым или чуть изогнутым стволом, главное отличие — развитое толстенькое основание с корнями и наклон ствола по отношению к плошке. ШАККАН имитирует дерево, выросшее на сильном постоянном ветре.
* * *
МОЙО-ГИ. Пожалуй самый распространённый стиль. Именно так я представляю форму, когда слышу «бонсай»! Красивый изгиб в основании, и несколько дополнительных там, где ствол уже более тонкий. Очень изящная форма!
* * *
КЕНГАЙ. Стиль «каскад». Готова поспорить, есть немного бисерных бонсай в таком стиле! А между тем — форма очень необычная и красивая. Такое деревце могло бы вырасти на крутых склонах с камнепадами и снегами, заставляющими деревце так сильно деформироваться. Натуральные деревца растить в таком стиле крайне сложно — ведь растение стремится вверх — для бисерных деревьев такой проблемы несуществует!
* * *
ХАН-КЕНГАЙ. Полукаскад. Деревце не так сильно изогнуто, и по-мне такая форма более привлекательна, чем радикальный каскад. К тому же горшочек не перевернётся.
* * *
БУДЖИНГИ. Чуть изогнутый длинный ствол, и совсем крохотная крона. Этот стиль отлично подойдёт, если Вы любите и умеете делать хорошие стволы, но ленитесь крутить листочки. Если кроме шуток, то этот стиль пришёл из Китая — точнее от китайской манеры рисования стилизованых деревьев. Правда у нас в Комарово, где лес сосновый и плотный — такие деревья можно увидеть живём — им тесновато стоять рядом, поэтому у сосен практически нет средних ветвей — только небольшая крона сверху. Выглядит очень трогательно.
* * *
ХОКИ–ДАЧИ. У меня язык не повернётся назвать бисерное деревце «метёлка». Японцы не такие щепитильные в названиях. Классическое пушистое лиственное деревце с круглой кроной и прямым стволом. Такие деревца с удовольствием рисуют дети, а городские садовники постригают под «метёлку» липы. Садовники тоже были детьми.
* * *
ШАРИМИКИ. Стиль «мертвая древесина» — ужас, просто мурашки по коже... Стиль специально для можжевельников. Часто в природе у них лопается кора, солнце и дождик выбеливают древесину, ну а в бонсай такой эффект достигается надрезами и искусственным белением. Стиль для бисерных деревьев весьма сложен — мастерство создания стволов должно быть на высочайшем уровне!
* * *
СЕКИДЖОДЖУ. Стиль «и на камнях растут деревья». Среди обнажённых ветвей, которые не уходят полностью в плошку, видны камушки — можно даже стеклянные цветные шарики. Как фантазия подскажет. Вообще по-моему в этом стиле просто необычайный простор для бисерного творчества...
* * *
ИСИ–ДЗУКИ. Деревце, а иногда и несколько, растут прямо из камня! Живые бонсай требуют очень внимательного и бережного ухода — ведь камень, пусть даже и пористый удерживает совсем немного воды. А вот с бисерным бонсай проще. Из преимуществ — при таком стиле композиции плошечка вам вообще не понадобиться! Ведь основанием для дерева служит камень. Сейчас лето — и если у Вас есть возможность бывать за городом, Вы запросто можете просто найти подходящие камни интересной формы для будущих работ!
* * *
СОКАН. Двойной ствол. Часто встречается в природе, когда от одного корня идут два ствола.
* * *
КАБУ–ДАЧИ. Стиль «спрут». Из одного основания (корня) отходят три и больше ствола.
* * *
ИКАДАБУКИ. Стиль «упавший ствол». Если дерево во влажном лесу упадёт, то иногда из его ветвей развиваются самостоятельные деревца. Расстояние между ними всегда одинаковое, так же должен быть слегка виден основной упавший ствол. На мой взгляд, применительно к бисерным бонсаям — можно обойтись и вообще без плошечки — ведь половинки ствола в качестве опоры и подставки более чем достаточно.
* * *
ЙОСЕ–УЭ или лесной стиль, когда много — именно много разных по толщине и высоте деревьев растут из одной плошечки, создавая ощущение кусочка леса.
* * *
Я совершенно запросто могла найти не все стили. И не в этом моя задача — мы ведь тут не садоводы. Мне хотелось показать как велико разнообразие деревьев, объединенных словом «бонсай». Они бывают и с цветками, и с плодами, с голыми веточками зимой, 15 см «в холке» и полтора метра... с камнями, в плошках, горшочках, на стволах, со мхом... бисерные бонсай вообще могут опираться только на корни, как у толкиеновских энтов.
Вы можете при создании бисерных деревьев следовать канонам японских садоводов — или сделать яблоньку, как у бабушки в саду — не стриженую 25 лет... И не стоит забывать , что бонсай — не только деревья, но так же травы и кусты! Главное в этом деле — аккуратность, трудолюбие и хорошее настроение.Я хочу обратиться за помощью к Вам — рукодельницы и любительницы бонсаев. Очень хочется сделать эту статью по настоящему полезной интересной, а главное — красивой! Я использовала в статье условные картинки силуэтов, а хочется показать настоящие бисерные бонсай. Если Вы можете определить стиль своего деревца и у Вас есть хорошая фотография (или ссылка на свои работы), пишите пожалуйста мне в личную почту, и мы с огромным удовольствием будем любоваться Вашими деревцами не только на Форуме, но и в статье! И ещё я в тайне надеюсь, что для начинающих такая статья будет и наглядной и очень полезной.