Подготовку поверхности древесины
для выжигания можно вести двумя способами.
При первом способе поверхность доски циклюют и зачищают стеклянной шкуркой, затем шлифуют порошком, приготовленным из мела и разбавленным водой. Шлифование производят тампоном. Припылив тампон мелом, усиленно натирают им несколько сыроватую поверхность доски. Такую шлифовку можно делать несколько раз, до тех пор пока на поверхности будут устранены неровности. Такая подготовка поверхности древесины только частично устраняет дефекты, вызванные выжиганием.
Второй способ — более надежный, гарантирующий полное устранение всех недостатков. После предварительной зачистки поверхность древесины лакируют светлым даммаровым лаком. Лак разводят бензином, прибавляя к нему несколько капель безводного винного спирта. После каждого покрытия лаком поверхность шлифуют тонкой стеклянной бумагой. В тех местах, где лак глубоко проник в древесину, следует покрыть более плотно. Последнее покрытие делают разбавленной белой политурой и окончательно шлифуют. Для того чтобы даммаровый лак после покрытия не изменял цвет древесины, до лакирования ее поверхность покрывают желатинным раствором, разравнивая незастывший желатин чистым тампоном. Обычно выжженное изделие сильно загрязняется и его трудно очистить, поэтому перед выжиганием на подготовленную поверхность следует плотно наклеить тонкий лист папиросной бумаги, предварительно нанеся на него желаемый рисунок. По мере того, как будет происходить выжигание отдельных частей рисунка, снимают и ранее наклеенную бумагу. Таким образом появившиеся загрязненные места удаляются вместе с бумагой.
При выжигании в результате обугливания образуется едкий дым, поэтому не следует слишком наклоняться над работой. По возможности надо сидеть прямо.
Помещение, в котором происходит выжигание, необходимо чаще проветривать.
Плоское выжигание. Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и т. п. Приемы выполнения этого вида выжигания напоминают собой контурную резьбу, где чистота и лаконичность линии решают успех дела.
Двигая штифт медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя регулировку накала штифта и придавая штифту различный наклон, можно добиться глубокого насыщения линий и едва заметных штрихов. При этом сила окраски линии меняется от темно-коричневого цвета до светлых желтовато-коричневых тонов. Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглились, то видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт перегрет. В этом случае надо уменьшить напряжение тока или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник штифта также можно, соприкоснув его с поверхностью мраморной плитки или подержать некоторое время в вертикальном положении. Вообще раскалять штифты не следует, так как наконечник может помяться. Нужно помнить, что испорченную линию или ошибочно нанесенный штрих исправить или убрать невозможно, поэтому проявляя смелость в работе, нельзя забывать и об осторожности. Лучше несколько недожечь линию, чем пережечь.
Недожженые линии, а также штрихи для доделки нельзя откладывать на конец работы, так они могут завуалироваться и останутся незамеченными. Кроме того, нагар раннего обжига затвердевает и затрудняет доделку.
После выжигания рисунка поверхность тщательно чистят мельчайшей стеклянной бумагой. Рисунки, полученные способом глубокого выжигания, сначала следует чистить стальной щеткой, так как стеклянная бумага не сможет очистить наслоившийся угольный слой в глубоких местах выжига. Зачистку шкуркой и щеткой надо производить тщательно, но и осторожно, чтобы не счистить слабо,нанесенный мелких штрихов и линий и не округлить углы выступающих кантиков.
После зачистки стеклянной бумагой и металлической щеткой поверхность выжженной доски хорошо натереть мелкими самшитовыми опилками, завернутыми в тонкую шерстяную тряпочку. Подготовив поверхность доски для отделки, приступают к покрытию лаком или воском. Для лакировки применяют шеллаковый, янтарный и копаловый лаки. Шеллаковый лак лучше применить в том случае, когда работа выполнена акварельными красками, янтарный и копаловый — когда выжженный рисунок раскрашен масляными красками.
Для получения шеллакового лака берут 1 вес. часть измельченного очищенного шеллака и смешивают с 4 вес. частями спирта. Полученную смесь слегка нагревают и перемешивают. Чтобы получить лак коричневого цвета, прибавляют небольшое количество коричневого шеллака. Янтарный лак получают из кусочка расплавленного янтаря и примешанного к нему терпентина. Копаловый лак приготовляют из белой прозрачной смолы — копала. Кусочки копала измельчают и растворяют в спирте с прибавлением небольшого количества терпентинного масла.
Поверхность древесины с выжженным рисунком может быть оставлена в ее натуральном виде, но можно произвести роспись (раскрашивание) акварельными или масляными красками. Роспись, как своеобразный декоративный прием, значительно дополняет выжженный рисунок, делает его нарядным и приятным для глаза. Теплота тона древесины и коричневый выжиг рисунка, сочетаясь с хорошо подобранным цветом, сообщают рисунку особый художественный смысл, раскрывая новые декоративные возможности дерева.
Для росписи необходимо как можно лучше подготовить древесину. Прежде всего поверхность доски тщательно зачищают стеклянной бумагой, чтобы избежать царапин, которые при увлажнении становятся особенно заметными. Окончательную зачистку следует проводить мелкозернистой стеклянной бумагой только вдоль волокон древесины. После этого поверхность доски травят раствором квасцов, что дает возможность накладывать краску ровным слоем, без пятен.
При декоративной росписи нужно пользоваться только тонкотертыми высокого качества красителями, иметь достаточный набор мягких круглых и плоских кистей, несколько стеклянных и металлических блюдцев. В продаже акварельные краски могут быть сухими, прессованными, помещенными в специальные коробки, или в полужидком виде в тюбиках. Масляные краски так же, как и полужидкие акварельные, находятся в тубах.
Техника работы акварелью. Для разведения красителя на блюдце из тюбика выдавливают небольшое количество краски или намоченной кистью набирают краску с сухой плитки и разбавляют краситель водой с таким расчетом, чтобы растворившаяся в воде краска после наложения на поверхность древесины была прозрачной.
и кое-что ещё о выжигании
Чем заняться с ребенком в свободное время? Как сделать подарок близким своими руками? Что полезного может получиться из отслуживших свой век вещей? Ответы на эти и многие другие вопросы читатели найдут на страницах этого издания.
Для широкого круга читателей.
Вместо предисловия
Давно известно, что ничто так не сплачивает семью, как работа и отдых, если работать и отдыхать с пользой и интересом.
Сколько замечательных вещей для дома и близких можно сделать своими руками, во сколько интересных игр поиграть с детьми, сколько вкусных блюд приготовить на радость всей семье...
И поможет вам в этом наша книга. Здесь вы найдете множество идей, которые вполне по силам осуществить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, сыновьям и дочкам. Были бы желание да умелые руки!
...
Читайте так же...
• ПЕРВАЯ ИСПОВЕДЬ (Повесть об Алёше) * В. Малягин
• «FOREIGN LITERATURE»
• ШУМОВ И.Х. (обо мне)
• Математический тренинг. Развиваем комбинационные способности. * Учебное издание
• ШАХМАТЫ
• ПУТАНИЦА * Сказка * ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович
• Скок-скок козочка * Для дошкольного возраста
• СЕМЕЙНЫЙ КОРЕНЬ ...(ШУМОВ И.Х.)
• ЧЕТЫРЕ СЕСТРЫ * Для младшего школьного возраста * КОРИНЕЦ Юрий Иосифович
• Дикое наследство природы (КЭРРИГЕР Салли)
• МЫШОНОК ПИК (Бианки Виталий Валентинович)
• И СТАЛ ПОСЁЛОК ГОРОДОМ (г.Новоалтайск) (ШУМОВ И.Х.)
• КНИГА О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ПИЩЕ
• БЕСЕДЫ О ЛЮБВИ * Софья Павловна Тылкина
• ПОЛЁТ КОНДОРА * М.Эндрюс
• Вересковый мёд
• Стихи (SHUM)
• ХРАБРЫЙ УТЁНОК (Б.Житков)
• (РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ)
• Библиотечная серия А.Некрасов * ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ
• ВЕК ЛОВИ - ВЕК УЧИСЬ
• СТИХИ * SHUM
|