ВЕЛОТРИАЛ
История велотриала насчитывает всего около тридцати лет, что не помешало этому зрелищному виду спорта обрести миллионы поклонников по всему миру. На рубеже 70-х, 80-х годов прошлого века многие спортсмены, занимающиеся мототриалом, задумались над тем, что для тренировок и оттачивания техники мотоцикл подходит не всегда, а для детских секций так и вообще противопоказан. Решили использовать для этих целей велосипед. Мало кто думал тогда, что велотриал наберёт такую популярность, что многие профессиональные спортсмены из мира мототриала пересядут на велосипеды, которые с течением времени из немудреных аппаратов превратятся в место средоточия самых высоких технологий.
Кто есть кто
Условно триал можно разделить на трюковой и спортивный. Сущность спортивного велотриала — преодоление искусственной или природной трассы за максимально короткое время с минимально возможным количеством штрафных баллов. Всю трассу на одном дыхании пройти просто невозможно, поэтому её делят на секции (обычно 6 — 10). На прохождение каждой секции спортсмену выделяется лимит времени, за превышение которого в Европе, например, спортсмена снимают с участка, у нас же лишь начисляют дополнительные штрафные баллы. Основное правило на трассе — не касаться её элементов ничем, кроме колёс велосипеда. За каждое касание ногой начисляется один штрафной балл, если участник соревнований набрал пять баллов — его снимают с секции. Касание трассы руками или падение наказываются сразу пятью штрафными баллами, что автоматически означает проваленный этап. На прохождение каждой секции в России регламентом предусмотрено три минуты, в Европе — лишь две с половиной.
В целях увеличения зрелищности организаторы стараются делать трассу как можно более сложной, поэтому бывает, что пройти секцию без штрафных баллов просто невозможно. Если мы говорим о природном ландшафте, то трассу прокладывают в труднопреодолимых местах, например, на склонах крутого заросшего оврага. А для пущего азарта размечают её красными лентами, да так, что в самом широком месте не наберётся и полуметра. В Европе устроители любят загнать участников на горную речку или на водопад, и тогда цена ошибки возрастает многократно, ведь если вы промахнулись на несколько сантиметров на сухом препятствии — это одно, а на мокром камне — совсем другое, скольжение может начаться в самый непредсказуемый момент, и тогда здравствуйте, холодные воды, надежда на победу — прощай.
Создатели же искусственных трасс поистине не ограничены в своём творчестве ничем кроме своей фантазии. В ход идет практически всё: от покрышек БЕЛАЗа и катушек от телефонного кабеля до пустых железных бочек и различных железобетонных конструкций. На таких трассах на первый план выходит виртуозное владение велосипедом, чувство равновесия и, конечно, безукоризненная техника. Здесь спортсмен может применить и некоторые приёмы из трюкового триала.
Обычно, на всех крупных соревнованиях строят трассы разной сложности: новичок, мастер, эксперт. Делается это для того, чтобы привлечь в профессиональный спорт новых людей, чтобы любой желающий попробовал свои силы (кто знает, вдруг с первого раза получится), наконец, для того, чтобы повысить личную заинтересованность зрителей в происходящем.
Трюковой триал — уже совсем другая история. Здесь ценится не столько скорость и отсутствие ошибок, сколько эстетическая сторона дела. Спортсменам начисляются баллы в зависимости от сложности исполненного элемента и чистоты его исполнения. Многие, кто видят соревнования в первый раз, говорят: «этого не может быть, это противоречит законам физики!» Езда на одном колесе, различные прыжки и умопомрачительные пируэты на трамплине — всё делается с такой лёгкостью, что невольно думаешь, что ребята парят, летают, словом, не от мира сего. На самом деле, за кажущейся лёгкостью стоят долгие месяцы упорных тренировок, бесконечная череда падений и мелких травм. Для того, чтобы освоить минимальный набор трюкового триала, нужно как минимум полгода ежедневных тренировок.
Инвентарь
Но тренировки тренировками, а без соответствующего велосипеда ничего не добиться. Я не буду сейчас вдаваться в конструктивные тонкости профессиональных моделей, цены на которые легко перешагивают полуторатысячный рубеж вечнозелёных бумажек, скажу лишь, что для людей, решивших попробовать на себе, что такое велотриал, такая покупка — неоправданное излишество. С чего вы взяли, что у вас всё обязательно получится? Может, вам уже через месяц разонравится, и будет ваш навороченный велик пылиться на балконе, в гараже, на даче, да и бог его знает, где ещё. Ведь для дорожных прогулок он не предназначен, на профессиональных моделях и сидений-то нет.
Для тех, кто хочет попробовать или удивить друзей-знакомых, вполне подойдёт и обычный велик для маунтинбайка (горный велосипед), только чтобы он отвечал нескольким требованиям, главное из которых — тормоза. Они должны быть мощными, читай — дисковыми, гидравлическими, без них многие триальные элементы перекочуют если не в когорту невыполнимых, то в группу изрядно портящих жизнь, точно. Затем резина, широкая и высокая. Многие трюки намного легче выполнять на приспущенных шинах, и если ваша покрышка имеет излишне низкий профиль — будете регулярно биться ободом о что ни попадя, и как результат — наставите на колёса восьмёрок и прочей пакости. Рама — прочная и низкая. Это уже банальная забота о вашем здоровье, поверьте, падений не избежать, а каждый раз встречаться с жесткой рамой местом, где туловище уже заканчивается, а ноги только начинаются — весьма неприятно.
И последнее — вес, чем он меньше, тем лучше. Форма руля, сиденья, количество передач и амортизаторов... Главное, чтобы вам было удобно. На сегодняшнем рынке вполне адекватный экземпляр можно подобрать за 300 — 500 условных денег.
Только не начинайте ваши спортивные изыскания без соответствующей экипировки. Минимальный набор из шлема, налокотников, наколенников и перчаток если и не спасёт вам жизнь, то от многих лишних травм убережет. Ведь порой даже смотреть страшно, как компания тинэйджеров лет пятнадцати с упорством обреченных штурмует какой-нибудь бетонный блок высотой в метр. Хорошо, если дело заканчивается только парой разбитых коленок.
После того, как вы оседлали два колеса, вы уже — полноправный участник дорожного движения, так что лучше об этом помнить, передвигаясь из пункта А в пункт Б. Ну, а если вы уже всё для себя решили, то: ни гвоздя, ни колеи! И да не откажет вам вестибулярный аппарат!