Часть 1.*Часть 2.
![](https://1.bp.blogspot.com/-iIEHJIPxV3g/V9zlZvC7_4I/AAAAAAAAHPQ/aZLf9R5R6nE1rwaAu3gGdqa-09YksrM6gCLcB/s1600/1.jpg)
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера» РАН Университетская набережная, д.3
![](https://2.bp.blogspot.com/-FiYA0QSlDdM/Wcae3D68d4I/AAAAAAAAU0I/99FPCFcYmpscuRIsg0C28HZCy4i0tgj6ACLcBGAs/s1600/%25D1%258F1.jpg)
Кунсткамера (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей). В прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI—XVII вв. были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королем Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера, упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».
![](https://4.bp.blogspot.com/-4M0HHG2ZMeI/WcafcGHTFCI/AAAAAAAAU0Q/-4XmSDOVI4U-5r1smFd_qH5woV0iDusRQCLcBGAs/s1600/%25D1%258F1-1.jpg)
Кунсткамера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
![](https://4.bp.blogspot.com/-McilmBWDdv0/V9zlcK9VteI/AAAAAAAAHP8/3YCGwVAR6MsX3V3bgIsRYG3slTcXZ-O3wCLcB/s1600/2.jpg)
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук.
![](https://1.bp.blogspot.com/-pFEGoO3-nVc/Wcaf96H7MmI/AAAAAAAAU0Y/PBS6HomqL2c6q_pZO9AWt2IAg-2y2zmWwCLcBGAs/s1600/%25D1%258F1-2.jpg)
История
![](https://1.bp.blogspot.com/-M0jdhkQ5Nt4/WcalsJFbyyI/AAAAAAAAU0s/2RA1sWkdQvATknejLOGvRwB7MA6AmwMxgCLcBGAs/s1600/5.jpeg)
Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!».
![](https://3.bp.blogspot.com/-F4KwFMluYRo/WcalsJ0JHEI/AAAAAAAAU0w/SpXHyA3qcG0MHRW52LSzOuL2vCMAjSvogCLcBGAs/s1600/6.jpg)
Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…».
![](https://3.bp.blogspot.com/-oq4i9uOHTQY/WcalsLxYPDI/AAAAAAAAU0o/_7rKA0g2n102guyEhFy3B_kiKOhMjd9nACLcBGAs/s1600/7.jpg)
Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости.
![](https://2.bp.blogspot.com/-FbRj_RA3zuU/Wcals6XbpcI/AAAAAAAAU00/_wspiTMfjCA5TXoirwI1voNKlQKB27HwACLcBGAs/s1600/8.jpg)
Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.
![](https://4.bp.blogspot.com/-7sJbWv4IsYs/V9zlfDHECTI/AAAAAAAAHQs/gb_jaTXrn3osfwg4czwjK-dCad46_54dQCLcB/s1600/3.jpg)
Воробьев
Размышляя о путях просвещения и распространения знаний в России, Петр I обратился за советом к Готфриду Лейбницу. Одним из таких путей немецкий ученый считал собирательство редкостей и создание музеев.
![](https://4.bp.blogspot.com/-0g7NKU2v5G4/WcappC7DLgI/AAAAAAAAU1E/qmYjHW71BroaulEO8j5uym90NQtF_pHgQCPcBGAYYCw/s1600/10.jpg)
Эта идея настолько захватила Петера, что претворение её в жизнь стало не только государственным, о и глубоко личным делом царя.
![](https://3.bp.blogspot.com/-XruRbGj8NFo/WcaqbPi2YtI/AAAAAAAAU1M/TjT6ndX9r1UF69ZfnqRFbO9IcWKHNJKpACPcBGAYYCw/s1600/11.jpg)
Приводя в ужас невежд и ретроградов, он подписывает указ «О принесении родившихся уродов».
![](https://2.bp.blogspot.com/-ulQo-lAVHo4/Wcaq9CRX4SI/AAAAAAAAU1U/tGN_WRszFpglj-rVjkdfBVofhB-zgrbMwCEwYBhgL/s1600/12.jpg)
Ещё в допетербургский период в Москву свозятся приобретённые царем и подаренные ему необычные вещи, предметы искусства, инструменты, книги – всё то, что «может наставлять и нравиться», по выражению Петра – «зело старо и необыкновенно».
![](https://3.bp.blogspot.com/-S8c1wxJlIMI/WcasCrrKkpI/AAAAAAAAU1c/WS4XigBvk9oCH7QpC46EOOZeq7bbyEMvwCEwYBhgL/s1600/13.jpg)
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет».
![](https://4.bp.blogspot.com/-OOvNUqL0Ml0/Wcas7L9L1dI/AAAAAAAAU1g/W4pVjEUiUroKRYOcwJEjOd0MnNT8X1OvgCEwYBhgL/s1600/14.jpg)
В 1714 году это, пока ещё более личное, нежели общественное, собрание редкостей перевозится в Петербург.
![](https://3.bp.blogspot.com/-gIJWRSKh_fY/WcawCrZGD1I/AAAAAAAAU1w/A9BaWBo2-GY4noY9zUJG0yjDb6Lo1FdlwCLcBGAs/s1600/15.jpg)
Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
![](https://2.bp.blogspot.com/-qdqIC-36M2g/WcawCtUHgeI/AAAAAAAAU10/5P7Fqh1pfdg_2UW3vBwZasK0hb15M_gmwCLcBGAs/s1600/16.jpg)
Во время своего второго посещения Голландии в 1716—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа.
![](https://3.bp.blogspot.com/-pJ0A8joMq74/WcawCmTMh0I/AAAAAAAAU1s/2vliwTkbCeQSORAwgD7109RRCylUci4oACLcBGAs/s1600/17.jpg)
К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чём он уже вёл с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».
![](https://1.bp.blogspot.com/-58upXUM92Aw/WcawDGZB8DI/AAAAAAAAU14/WpjNa14TJ8wNtEnUH4xLRwfQ98Pv4Qo-gCLcBGAs/s1600/18.jpg)
Коллекция всё время разрасталась и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры».
![](https://2.bp.blogspot.com/-o8Gapc16cuQ/WcawDSaDneI/AAAAAAAAU2A/sGDURml6thAGXPDwoDWEWpWRz9E1db5_ACLcBGAs/s1600/19.jpg)
А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).
![](https://2.bp.blogspot.com/-N0LQCrAmZY0/WcawDRnJb9I/AAAAAAAAU18/R4e9X4-2gakoo_mNdhCfEqCbnD8kxNhCQCLcBGAs/s1600/20.jpg)
Здесь на береговой линии, в так называемой Русской слободе, в Кикиных палатах и разместилась петровская Кунсткамера. При Кунсткамере нашла место и первая государственная библиотека, насчитывавшая 15 тысяч томов.
![](https://4.bp.blogspot.com/-SHEbB5ywkRA/V9zlgnmC4pI/AAAAAAAAHRI/tT4S0aMPwVwG1rwd-dbU8xSTSOvVbp_KwCLcB/s1600/4.jpg)
Библиотека. XVIII в. Гравюра с рисунков И. Я.
Здесь же, в Русской слободе, сестра Петра I Наталья Алексеевна основала первый в городе общедоступный театр, вход в который был бесплатный и ходить куда можно было «без всякого опасения».
![](https://2.bp.blogspot.com/-XZMdYdS99yI/Wcax1jDtnnI/AAAAAAAAU2Q/ow_8reGq8tMlz1Es9aeAknkyrVE97T7dwCLcBGAs/s1600/22.jpg)
Но история просвещения – это трудная история преодоления костности, невежества, консерватизма.
![](https://2.bp.blogspot.com/-OK8wUyvs7Bw/Wcax1rD4HvI/AAAAAAAAU2M/WgsI0_Wq4TY1F1vTrkFoirFB4gv8K_rgwCLcBGAs/s1600/23.jpg)
Книг почти не читали. Театр считали «бесовской потехой». В Кунсткамеру ходить опасались. Тогда «придумано было, чтобы каждый получал при смотрении Кунсткамеры свой интерес: кто туда заходил, того угощали либо чашкой кофе, либо рюмкой водки или венгерского вина.
![](https://2.bp.blogspot.com/-xnGsblIUF24/WcayFNd_IoI/AAAAAAAAU2U/6W2tIQrOBukvenBIJrjIhj0e72IymRJoACLcBGAs/s1600/24.jpg)
А на закуску давали цукерброд».
![](https://3.bp.blogspot.com/-NcAm0CwSzE0/Wcayb7GW1pI/AAAAAAAAU2Y/dldOtdTwkaAb0-k4ndbHLbR7SIHlMSQFACLcBGAs/s1600/25.jpg)
Новое помещение Кунсткамеры
![](https://1.bp.blogspot.com/-kTaCm80yzyc/Wca0cZyYhoI/AAAAAAAAU2k/A5CJyLkCOFUuh3nsLOV2DwoHdMcmWDsLwCLcBGAs/s1600/26.jpg)
Однажды во время посещения Васильевского острова, Петр I заметил две сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что определить, какой из сосен она принадлежит, было невозможно.
![](https://4.bp.blogspot.com/-5Tp5UEXBqyM/Wca0cb9LtXI/AAAAAAAAU2o/8E-Mqbze6yMVkMYOLFT023vEBIQSdTJgwCLcBGAs/s1600/27.jpg)
Воскликнув: «О! Дерево-монстр! Дерево-чудище!» — Петр приказал на этом месте построить новую Кунсткамеру.
![](https://1.bp.blogspot.com/-rb42K-X7NB4/Wca0c4eXmBI/AAAAAAAAU2w/jmBs9LAHc3su_dbhgNoDWaHjIE7UHIi5QCLcBGAs/s1600/28.jpg)
Удаленность Кикиных палат от центра Петербурга снижала ту роль, которую придавал кунсткамере Петр.
![](https://1.bp.blogspot.com/-15WjsWoXHJA/Wca0dHmVSZI/AAAAAAAAU24/Ls6BRbCj8aUKPas1O3YHxDSll4-hK1U1wCLcBGAs/s1600/29.jpg)
Поэтому одновременно с переносом коллекций из Летнего дворца в особняк опального Кикина начали подыскивать место для строительства специального здания.
![](https://3.bp.blogspot.com/-u2_gjbXNLCs/Wca0c751HtI/AAAAAAAAU20/O88DF1VJKnAxG2v--5ZMRjdnHDXApl54ACLcBGAs/s1600/30.jpg)
В то же время у Петра окончательно складывается решение создать на Васильевском острове административный и торговый центр столицы.
![](https://3.bp.blogspot.com/-bp_NTknJND0/Wca1ODKy1cI/AAAAAAAAU3A/hiRNj1GHa8MkkTKVEvgTkG1UzA7bjCyegCLcBGAs/s1600/31.jpg)
В 1716 году Доменико Трезини разрабатывает проект планировки острова со зданием правительственных учреждений, гостиным двором, собором, площадью, портом и рядом построек общественного характера.
![](https://3.bp.blogspot.com/-dv5ccvDF7fE/Wca1p4VZnBI/AAAAAAAAU3E/InVV7MqoZ8UJsM3U6v8K6reU5pi_u7OcQCLcBGAs/s1600/32.jpg)
Первым монументальным сооружением на территории Стрелки Васильевского острова, заложенным в 1718 году, и стало здание будущего научного центра, общественной библиотеки и «анатомического театрума» — Кунсткамеры.
![](https://2.bp.blogspot.com/-xaTNBSH5baQ/V9zlggeGhhI/AAAAAAAAHRM/gUY1MUF4PiAAtlqhBAd0pWVGcMWLO_WtQCLcB/s1600/5.jpg)
Проспект вниз по Неве – реке между Зимним дворцом и Академией наук. Гравюра раскрашенная Г. А. Качалова и Е. Г. Виноградова по рисунку М. И. Махаева. 1753 г.
Здание заложили в 1718 году. Первоначальный проект Кунсткамеры создал и строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены.
![](https://2.bp.blogspot.com/-LLtxp8L_fsM/V9zlg5GwcCI/AAAAAAAAHRQ/CBxdmYB74q4NvZHkofppu16md-x8fU1WgCLcB/s1600/6.jpg)
Вортман Христиан Альбрехт. Разрез двусветного зала Кунсткамеры
В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Завершенное здание было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала. Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней.
![](https://1.bp.blogspot.com/-yKy_ADiZtts/WcdG0cHyNTI/AAAAAAAAU34/LVEGBDVgFrsA22ob8BH2OOmaR5LIy9ExQCLcBGAs/s1600/35.jpg)
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
![](https://3.bp.blogspot.com/-wNrGvDPU6hE/WcdFoj13Z0I/AAAAAAAAU3k/k1ZdIjxmSisL0d6XzNE2OMaI7onXoA04QCLcBGAs/s1600/36.jpg)
Официальное открытие состоялось в 1728 году, хотя строительство и отделка помещений продолжались до 1734 года. 5 декабря 1747 года произошел большой пожар, в результате которого пострадало главное украшение Кунсткамеры — башня.
![](https://2.bp.blogspot.com/-MTV8BI3XSYY/WcdFogSX59I/AAAAAAAAU3o/SOS2-pwpvA8T9q_Yu0zjwRMs5dc1R_8HgCLcBGAs/s1600/37.jpg)
Привлеченный к ремонту С. И. Чевакинский изменил и упростил фасады, а от восстановление башни и затейливых барочных боковых ризолитов вообще отказался. В таком искаженном виде здание простояло ровно 200 лет.
![](https://3.bp.blogspot.com/-eao9beZBRDs/WcdFpJ17s3I/AAAAAAAAU3s/Gicw1OeFLXAakD3paRMIyCVA1hg3EVRVgCLcBGAs/s1600/38.jpg)
В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
![](https://3.bp.blogspot.com/-uIEX3P5Xuwo/WcdFpfQJ6CI/AAAAAAAAU3w/lJx0nr3rFWM7J2me0n3pyGuGaikJwMy-gCLcBGAs/s1600/39.jpg)
Только в 1947 году оно было подвергнуто научной реставрации и восстановлено в первоначальном виде по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингель.
![](https://4.bp.blogspot.com/-leMuz95Qz6g/WcdE25aS24I/AAAAAAAAU3U/80g1gFZkicgnA3ks52d8Xxa2uKMSYQJWACLcBGAs/s1600/33.jpg)
Разделы музея
![](https://4.bp.blogspot.com/-mAfNP1Fymcw/WcdE231zh7I/AAAAAAAAU3Y/rH5sv1lCkxQUzFHcAlCH6NdI6PgspHa-ACLcBGAs/s1600/34.jpg)
В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.
![](https://2.bp.blogspot.com/-5uqBnz0zjIc/V9zlhLmfp9I/AAAAAAAAHRU/XwFbVpZ56Pgdnj5DwsUQzmEjNt6oZnLngCLcB/s1600/7.jpg)
Плетеная корзина, украшенная раковинами-вампумом. Индейцы Калифорнии.
![](https://4.bp.blogspot.com/-uLf8WBRr_co/WcdIQOt9IrI/AAAAAAAAU4E/3qArolIpa2A_t_DewppwOELjN7OOF6PVACLcBGAs/s1600/43.jpg)
На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.
![](https://1.bp.blogspot.com/-WaI-tH5cwcU/WceI2RZsvaI/AAAAAAAAU4U/RS__ro2vjUY7boRuoTJmXWtMLV-hxIFQACLcBGAs/s1600/44.jpg)
Зал, посвящённый Африке знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.
![](https://1.bp.blogspot.com/-QsOcSI8nmLg/WceKGm1Sr4I/AAAAAAAAU4g/hjXrH80oaHI7kcjVBagSMXhUZWYy3c_-wCLcBGAs/s1600/45.jpg)
В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора и музей располагает многими предметами из фарфора. А также предметы из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости. В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, седла, попоны и многое другое.
![](https://2.bp.blogspot.com/-ZcOl3LbFz1I/WceQlwvV7PI/AAAAAAAAU44/rey33O4xfzUvti3Cbx1tA93mUVYl5gq1gCLcBGAs/s1600/46.jpg)
![](https://3.bp.blogspot.com/-Ax7PBqGPuFE/WceQ9kKJsdI/AAAAAAAAU48/ild3KI4ipuMKjVHq7J5rgszAUr2qn7rjQCLcBGAs/s1600/47.jpg)
![](https://3.bp.blogspot.com/-Ws3xcypRrvM/WceRG_VkQGI/AAAAAAAAU5A/XaWAblcysX0h7-Gv60o-kmyETn2g_WECQCLcBGAs/s1600/48.jpg)
В III в. до н. э. создатель первой всекитайской империи Цинь Ши-хуан, озаботившись достижением бескрайнего долголетия, не раз посылал в далекие моря экспедиции в поисках островов, где обитают небожители-бессмертные — люди, которым подвластно время и стихии, — удивительные существа, в веселье вечности путешествующие по морям на невиданных кораблях, которым не страшны любые шторма. На ладьях небесных.
![](https://2.bp.blogspot.com/-JTOBMZSqQ0o/WceRvDJH9WI/AAAAAAAAU5Q/NCuGjSpU2ssS-RoJWedptCltuCQIyVpyQCLcBGAs/s1600/49.jpg)
![](https://1.bp.blogspot.com/-z3lE1MZEYLc/WceRu9d3JLI/AAAAAAAAU5I/VSc-S1krJ28OHkuEcpmRwCrX3Jy--hRNgCLcBGAs/s1600/50.jpg)
Трудно сказать, были ли похожи эти ладьи — ибо кто их видел? — на выходившие из рук китайских мастеров макеты, модели и игрушки, и в частности, на эту игрушку — механический кораблик, представляющий собой модель традиционного прогулочного судна, на котором, в сопровождении слуг, музыкантов и танцовщиц путешествует знатный китаец. Корпус корабля выполнен из дерева и обшит слоновой костью и жестью. Фигурки музыкантов и танцовщиц также сделаны из слоновой кости, а фигурка божества-покровителя — из янтаря. Внутри корпуса скрыт механизм, напоминающий часовой, который заводится с помощью ключа и приводит в действие расположенные на днище колесики, благодаря чему движется корабль, а также фигурки музыкантов и танцовщицы. Из-за серьезных повреждений не удалось реставрировать этот уникальный механизм полностью и восстановить механику в её первозданном виде — ведь эта механическая игрушка была приобретена в Пекине в 1719—1720 гг., когда там пребывало русское посольство во главе с чрезвычайным посланником Л. В. Измайловым, то есть более двухсот восьмидесяти лет назад. Именно тогда при дворе маньчжурского императора Канси работала часовая мастерская, где китайские умельцы под руководством и наблюдением европейских миссионеров-иезуитов впервые начали изготавливать подобные механические игрушки. После смерти Канси, в 1722 г., мастерская прекратила свое существование: последующие владыки Китая не интересовались европейской техникой. Судьба этого кораблика непроста: точно не известно, были ли такие игрушки подарены посольству Л. В. Измайлова или же были куплены благодаря связям секретаря российского посольства Лоренца Ланга с европейскими миссионерами. Дальнейшая история этого экспоната также окутана тайной, ибо ещё совсем недавно считалось, что после пожара 1747 г. в Кунсткамере не осталось коллекций, относящихся к Петровскому времени — и вот, теперь, после долгих, занявших несколько десятилетий, исследований, в собрании музея был выявлен уникальный экспонат петровской эпохи, редкий в собраниях не только российских, но и зарубежных музеев.
![](https://1.bp.blogspot.com/--L6zFQOgV20/WceRvIzvRTI/AAAAAAAAU5M/6DT-s7ToI9ItkA2L6xMqwG1mxF1AqLu-gCLcBGAs/s1600/51.jpg)
![](https://1.bp.blogspot.com/-oet-_GrdB1U/WceRvRgKa3I/AAAAAAAAU5U/7uwJQAecgyo3C73ULcFjkW-rd-g425WNwCLcBGAs/s1600/52.jpg)
Дирекция МАЭ (Кунсткамера) РАН выражает искреннюю благодарность сотрудникам Государственного Эрмитажа, прежде всего, М. Л. Меньшиковой, оказавшим неоценимую помощь в атрибуции и реставрации уникального экспоната.
![](https://4.bp.blogspot.com/-L91CDd8eC_M/WceTC6dKDDI/AAAAAAAAU5g/Cbs3h2kK4gQUhaGLJrb8ActV8i-WpwsPACLcBGAs/s1600/53.jpg)
Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток. Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.
![](https://2.bp.blogspot.com/-gKVp1cABLwM/V9zlcxog-HI/AAAAAAAAHQM/nexbJ2w3UAQz6XMOF6gE0pkb9gPibSqzACLcB/s1600/23.jpg)
![](https://3.bp.blogspot.com/-jO-TtDCSi0o/WceaG_XnHlI/AAAAAAAAU5w/wxyj7q5t54gq03ndN6muQ0bz-R6m4sq6ACLcBGAs/s1600/55.jpg)
![](https://1.bp.blogspot.com/-90t2_uGX4Z0/WceaHGxlPfI/AAAAAAAAU50/AZpbHjuuxwM5DMilYsFSWRouiphOLwzrwCLcBGAs/s1600/56.jpg)
![](https://1.bp.blogspot.com/-tYLmuO2o8ho/WceaHl8NfwI/AAAAAAAAU58/bfE11xMtM9Ilng_OOVUSW84IEvcYd2WgACLcBGAs/s1600/57.jpg)
![](https://4.bp.blogspot.com/-8ZPUzHHRPmc/V9zleZN32WI/AAAAAAAAHQg/ZzN4tJJrOlgh93bARxr0sNj3hCHFNteogCLcB/s1600/28.jpg)
![](https://2.bp.blogspot.com/-mpO-hgkLqEg/V9zler6Nz4I/AAAAAAAAHQk/WPXciZsj6NAZL-MyJ0SDH_p9n2-cMX-aACLcB/s1600/29.jpg)
![](https://1.bp.blogspot.com/-rx22xsv5Z1I/V9zlfKC20NI/AAAAAAAAHQo/IScaPXbFvxw2iIpnzHMsFAUu6ch7zxHFwCLcB/s1600/30.jpg)
![](https://4.bp.blogspot.com/-LbPkN6dYRC0/WceatGIGzkI/AAAAAAAAU6I/M-SdOHUTFYUTMAIeFLle7bZyoEhxgaFdwCLcBGAs/s1600/61.jpg)
Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.
![](https://3.bp.blogspot.com/-iF37xS_sjkY/WceatWkwEnI/AAAAAAAAU6Y/WhHyV2WelNITsGRc5Ne0Rs5RmVmNJLaBwCLcBGAs/s1600/62.jpg)
В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.
![](https://1.bp.blogspot.com/-O4IEq1GnnCI/WceatlSxpGI/AAAAAAAAU6U/3OWiNfpNFP0lhhzc7rrJ6AaBt6KV0wPJwCLcBGAs/s1600/63.jpg)
Экспозиция рассказывает о коллекциях «кабинета натуралий» Кунсткамеры и их экспонировании в XVIII веке. В 1716 году Петр I приобретает для музея у голландского аптекаря и коллекционера Альберта Себы собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых, показывающее огромное разнообразие фауны земного шара. Сегодня посетители экспозиции могут видеть небольшую сохранившуюся часть этой коллекции.
![](https://3.bp.blogspot.com/-a-O5Ub-IFxw/WceekHF5gfI/AAAAAAAAU6k/UiQqSNo1pMseq6VVo42gbxpV3urqs4G6gCLcBGAs/s1600/64.jpg)
Известно, что особый интерес Петра I вызывала анатомия человека. Прекрасно понимая, как много дает знание анатомии для хирургии и общей медицины, Петр купил прославившееся в те времена на всю Европу собрание препаратов знаменитого анатома Фредерика Рюйша, которого называл своим учителем. С точки зрения науки начала XVIII века, для постижения нормы было чрезвычайно важно изучить аномалии развития организмов. Петр I издал указы о доставлении в Кунсткамеру живых и мертвых уродов для составления научной коллекции. Она послужила основой для исследований первых анатомов, приглашенных работать в Санкт-Петербургскую академию наук.
![](https://1.bp.blogspot.com/-O6KdfF-B910/Wceew4AWhcI/AAAAAAAAU6o/1dPZbBFoFHIUyXusoiuXgATy7dkYTj9bACLcBGAs/s1600/65.jpg)
Все экспонаты, демонстрирующиеся в этом зале, связаны с деятельностью Петра I, его научными интересами, замыслами и распоряжениями.
![](https://3.bp.blogspot.com/-DtEaDm7CsNs/Wcee7Z7qyyI/AAAAAAAAU6s/Hz65vhTn3rY-bYvG4xDrRRl-f-be3W-uwCLcBGAs/s1600/66.jpg)
![](https://1.bp.blogspot.com/-1X1R9EbzRKE/Wcem74hhz2I/AAAAAAAAU7A/8IagXDK0rCo59FuoHmtB4FvHWvRBaCFRwCLcBGAs/s1600/67.jpg)
![](https://2.bp.blogspot.com/-Klg5MXdu7so/Wcem78tTItI/AAAAAAAAU68/Ij_ma8tcmaMfFlG5JMKQi5oXGPVDYzRIwCLcBGAs/s1600/68.jpg)
![](https://1.bp.blogspot.com/-sbbC63u-L6A/V9zlgTlPgII/AAAAAAAAHRA/N-_GGBToEFYrhXFvj4xmlEyJWokNMMzXQCLcB/s1600/37.jpg)
Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний («Конференц-зал») Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Академии Наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.
![](https://1.bp.blogspot.com/-c8Ldn1RUrAE/WcenxXxXdII/AAAAAAAAU7I/3qNJejxIynMgtH5yNGWKNWaA53OvvHC7gCLcBGAs/s1600/70.jpg)
Часть 1.*Часть 2.